Как рождается звук


В условиях съемок на натуре очень сложно зафиксировать качественный звук без посторонних интершумов: голосов, шума машин, звонков телефонов, шагов. Хотя перед каждым дублем режиссер напоминает: «Тишина! Идет съемка», и группа замирает, стараясь не издавать громких звуков, но на площадке в зависимости от проекта в разное время может находиться несколько десятков человек, и полной тишины добиться, естественно, невозможно. Именно поэтому запись звукового сопровождения фильма производится отдельно от съемки. Озвучивание фильма – очень любопытная история. Речь, музыка, шумы – все записывается отдельно, а затем сводится воедино. Сегодня мы продолжим нашу прогулку по «Мосфильму», побываем в одной из самых интересных студий – шумовой. Как же рождается звук?

 Автор: Юлия Коновалова

Студия-музей

На «Мосфильме» два зала шумового озвучивания, старый и новый. Такой зал похож на своеобразный музей, где хранятся всевозможные вещи, начиная от старых, поношенных туфель, в которых уже более 50 лет озвучиваются любимые герои отечественного кино, заканчивая поленницей, ведрами с песком, лейками, ванной с душевым шлангом, железками, машиной-ветродуйкой и прочими невероятными приспособлениями. Благодаря им кино начинает звучать.

Сейчас на «Мосфильме» идет шумовое озвучивание сериала про жизнь известной певицы Аллы Пугачевой «Кураж», который снимает бывший муж Аллы Борисовны режиссер Александр Стефанович.

«Шумит» в картине один человек – Виталий Баулин, мосфильмовский специалист по созданию шумов в кино. Он знает, как сымитировать любой звук: от банального топота копыт до скрипа при разбое старого пулемета «Максим». В практике звукооформителя незнакомые звуки попадаются крайне редко. Но и их создать не проблема. В профессии Виталий Баулин уже много лет.

IMG_2317

Foley artist

– По-русски эта профессия называется «звукооформитель» или «шумовик». Во всех фильмах иностранного производства вы увидите в титрах наименование foley artist на английском. Он ведь действительно как артист. Актер играет телом, а звукооформитель за него доигрывает все остальное звуком – руки, ноги, одежду, походку. Все это сыграть не так просто. Кто-то ходит от пятки к носку, кто-то – от носка к пятке, кто-то хромает, подшаркивает, чеканит шаг. Здесь важна каждая мелочь, – рассказывает шумовик Виталий Баулин.

Сериал «Кураж» не представляет особой трудности для звукооформителей, так как все звуки здесь бытовые – все то, что мы слышим в повседневной жизни: стук каблуков, шорох одежды, стуки и скрипы. Нет необычных механизмов, рычагов, приборов. Почти все необходимые приспособления для создания звуков нашлись под рукой, в студии. Хотя для сцены рыбалки Виталий специально принес автоматическую удочку-спининг, чтобы создать аутентичный звук натягивания лески.

IMG_2277

Шумотека

Рабочее место специалиста по шумам выглядит следующим образом: большой экран, на котором расположен кадр из фильма, микрофон, а вокруг горы всевозможных мыслимых и немыслимых предметов. На полу – глина, песок, дровяные щепки, железо (для создания шагов по разному типу покрытия). Вокруг бутылки, баночки, склянки, посуда из различных материалов, замки с ключами, шкаф с обувью. В отдельной кладовой у Виталия в тишине ждут своего часа, чтобы подать голос, потенциальные шумы на все случаи жизни – отдельно разложены металлические, деревянные, пластмассовые предметы. Тут есть все на свете: от печатных машинок и музыкальных инструментов до разноразмерных бочонков, а также предметов, которые иначе как «колба с колесиком», «деревяшка с ручкой», «полено с винтом» не назовешь. Деревянный барабан, например, – это не барабан вовсе, а чудо-техника для создания звука ветра. Здесь и топор, и поленница. Если надо изобразить рубку дров, эти атрибуты идут в ход.

IMG_2260

 

 

Записываем материю и ноги

Сначала пишется одежда – различные варианты шорохов. Если легкая одежда почти не звучит, то джинсы и более тяжелая одежда озвучиваются обязательно.

– Вот, допустим, на актере сейчас ботинки, джинсы и рубашка, – описывает Виталий процесс озвучивания одного из кадров фильма «Кураж». – Основная движущаяся материя при ходьбе – это джинсы. Встаем перед микрофоном, берем кусок джинсы, смотрим на экран, дублируем движения актера. Есть какие-то более яркие моменты, где звук слышится четче, – поднял руку, опустил. Записали материю, дальше записываем ноги.

В шкафу у звукооформителя десятки пар обуви, мужской и женской.

– Ничего себе сколько обуви!

– Все самое необходимое. Тапки, соответственно, звучат тапками, сапоги – сапогами, ботинки – ботинками, – разъясняет Виталий. – Есть более тяжелая обувь и более легкая. Я сейчас в джинсах, а когда записываю ноги, надеваю шорты, чтобы не было посторонних звуков.

– И женскую обувь тоже надеваете?

– Да. А что делать?

 

Летящей походкой

Многолетний опыт работы позволяет Виталию Баулину за считанные секунды подстроиться под любого героя: изучив рост, вес, походку персонажа фильма, он тут же находит подходящий шум для создания звука его шагов. Нужно иметь в виду, что одна и та же обувь на разных поверхностях будет звучать по-разному. Для этого в студии имеются разные покрытия пола: глина, галька, асфальт, железо.

– Покрытия ведь тоже разные бывают, – рассуждает шумовик. – От материала покрытия меняется и звук шагов. Если в фильме герой идет по асфальту в дождь, мы создаем такую же поверхность. Если асфальт нужен более мокрый или просто более грязный, мы его увлажняем, досыпаем глины или песка на асфальтовую поверхность.

Все движения делаются под картинку, стараясь как можно больше попадать в синхрон с актером.

– Вот у вас высокие ноги, значит, у вас опора больше идет на каблук, – поясняет Виталий Баулин. – Как правило, когда человек идет по улице, его походка «каблук-стопа», если он поднимается по лестнице – звук изменяется.

– Очень интересно. А где вы учились этой профессии?

– Мы все учились где-нибудь и как-нибудь. Я учился в институте культуры, потом сам в качестве звукорежиссера долгое время записывал людей в студии, которые занимались этим ни один год. Постепенно научился. А опыт приходит в процессе.

 

Главное – детали

По словам звукооформителя, в сериале не требуется максимальной детализации, озвучиваются только самые важные и характерные звуки. А если это полный метр, то «читаться» будет даже малейшее прикосновение ладони.

– После того как мы записали ноги, переходим к деталям, – продолжает свой рассказ Виталий. – В руках у Аллы Борисовны в этом кадре обычные цветы. У нас есть под рукой икебана, мы будем ее использовать. Еще интересно сделать ту или иную деталь не из того, что вы видите на экране, а из чего-то другого. Звук удара кулака по телу заменяется ударом молотка по куску мяса,  звук пистолетного выстрела имитируется при помощи обычной бельевой веревки, ударяющей по целлофановой пленке, хруст костей изображают ломая перед микрофоном сельдерей или макароны, столкновение автомобилей – ударом по металлической коробке, наполненной болтами и гайками, мешочек с крахмалом служит для того, чтобы изобразить хруст свежего снега.

– А дождь как создаете?

– Звук дождя уже есть в фонотеке. Его легче наложить отдельно.

Если необходим какой-то масштабный звук, который в тон-ателье никак не изобразить, то запись можно взять из фонотеки. С помощью саунд-дизайна этот звук можно несколько подкорректировать, чтобы он органичнее вписывался в кадр.

– Многие фильмы связаны со скачками или ездой на лошадях. Лошадей мы «делаем» пустыми пластмассовыми колпачками, они стучат по полу подобно отголоску копыт по мостовой. Хотя лучше всего лошади «звучат» кокосовыми орехами, – раскрывает свой профессиональный секрет шумовик.

По мнению специалистов по шумам, не очень интересно смотреть фильм, если в нем нет небольших приукрашиваний.

– Допустим, на стул можно просто сесть, а можно сесть со скрипом. У нас есть такой козырный стул, специально для создания различных скрипов. Им можно варьировать как угодно, создавая разнообразные скрипящие звуки, – рассказывает звукооформитель, изображая для нас несколько выразительных скрипов стула.

 

Рабочий процесс

Обычно работа идет при участии трех человек: звукооформителя, который извлекает звуки в студии, а также звукорежиссера и ассистента, которые слушают и записывают шумы. Изредка бывает, что хочет присутствовать режиссер фильма. Если у него особые требования, например, по плану в фильме должен где-то за кадром возникнуть звук, о котором по картинке догадаться шумовик не сможет, или же если режиссер начинающий: специальных требований у него нет, просто ему любопытно посмотреть, как происходит озвучивание фильма.

Сегодняшняя работа над сериалом не требует большого количества человек, вовлеченных в процесс. Звукооформитель «шумит» в студии, а звукорежиссер записывает все эти звуки. Сегодня за пультом звукорежиссер Елена Платонова. По ее словам, за время работы ей приходилось сталкиваться с разным трудностями, не все фильмы просты для озвучивания. Но благодаря интуиции и внутреннему чутью всегда удается найти выход и изобразить даже самый непростой звук.

– Мы же лошадь тоже в студию не загоняем, – смеется Елена. – Описываем тем, что есть под рукой. Хотя мотоцикл один раз загоняли. Нужно было «описать» мотоцикл, и не просто звук мотора, который, естественно, есть в фонотеке, а подробно описать звуки, связанные с мотоциклом: как снимают шлем с руля, как побрякивают ключи у замка зажигания, как мотоцикл постепенно заводят. Нам пришлось закатить мотоцикл в студию, чтобы добиться полной аутентичности.

– Елена, скажите, а на компьютере нельзя подобрать все эти звуки?

– В фонотеке все эти шумы есть, да и звук шагов, конечно, есть. Но подбирать и выкладывать все звуки вручную очень долго. Тогда картина станет золотой. Проще сделать шумы самим. Мы и пулемет «Максим» разбирали как-то. Тоже интересная история. Старый пулемет мало где можно найти. Движущие части мы взяли из разных автоматов, далее в ход шли фляжки, детали от автомобиля.

Если звуки в сериалах достаточно банальные и легко воспроизводимые тем, что есть под рукой, то для создания звуков в полнометражных фильмах иногда приходится поломать голову. Например, в военных картинах звуки многослойные, сложные: там и оружие звучит, и шаги, и амуниция поскрипывает, и пули свистят.

– У солдат кирзовые сапоги звучат и голенище, – продолжает рассказ Елена. – А мушкетеров вообще «шуршать» замучаешься. Потому что у них и кожаный верх «шуршится» отдельно, и тряпочный низ «шуршится». Бусы, обвес – все это должно звучать отдельно. Не дай бог что-то забудешь!

– Самое главное, наверное, для вашей профессии идеальный слух?

– В общем-то, да. И вкус, конечно. Наша работа – это тяжелый, муторный труд, но и интересный, естественно. Как мы любим шутить, наша мечта – это двое глухонемых на пляже занимаются любовью: ни звуков, ни шумов, только шум прибоя и музыка, – смеется звукорежиссер.

 

Высокие технологии

По словам специалистов, во времена пленки работа с озвучиванием была достаточно трудоемкой. Новые цифровые технологии в значительной степени облегчили ее. Но и сегодня работы у шумовиков меньше не становится. Звук Dolby, который сейчас используется повсеместно, требует особого внимания к деталям, озвучивается все, вплоть до малейших шорохов. Зритель в кинотеатре должен расслышать любую мелочь. Как результат, звук в студии записывается дольше и скрупулезнее. Время работы звукооформителя и звукорежиссера над картиной по сравнению с эпохой пленки отнюдь не сократилось. Зато каков результат!

 

Лавры кино (с) 

#11, Апрель

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s