Сказочная назидательность


img178

Среди хитов советской мультипликации зрители разных поколений неизменно вспоминают «Необыкновенный матч», «Шайбу! Шайбу!», «Матч-реванш», которые создал талантливый режиссер-мультипликатор Борис Петрович Дежкин.

Динамика, настроение, особый ритм, присущие его персонажам, неизменно втягивают зрителей в увлекательный сюжет и заставляют переживать события почти так же напряженно, как это бывает, когда мы болеем на настоящем матче. Это тем более удивительно, что все эпизоды и финал уже знакомы, так как мультфильм смотрелся не единожды. На фоне всеобщей любви народа к футболу и хоккею находки режиссера (материал, персонажи, шутки) оказались необыкновенно выигрышными.

Автор: Ольга Деревянкина

Родился Борис Петрович 19 августа 1914 года в Курске. После школы получил специальность слесаря-инструментальщика и работал на 1-м Шарикоподшипниковом заводе в Москве. Будучи 20-летним юношей, в 1934 году он окончил курсы художественной мультипликации при Доме печати в Москве в группе художника-карикатуриста Алексея Радакова, который и привел Дежкина на работу в экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ. Мастерской руководил Виктор Федорович Смирнов, в задачу которого входило внедрение диснеевского метода в производство мультипликационных картин, что должно было повлиять на сокращение сроков создания картин, как это делалось на студии Уолта Диснея, который произвел сильное впечатление во время Московского кинофестиваля не только на зрителей, но и на киноначальство.

Позже Бориса Дежкина называли «русским Диснеем», чего он и не отрицал. Но Дежкин не копировал приемы выдающегося американца, он изучал профессиональные тонкости, используя лишь то, что было нужно ему. Тем не менее многие коллеги по «Союзмультфильму» упрекали его за такой подход.

img187

Долгое время Дежкин работал мультипликатором, то есть «оживлял» чужие рисунки. А в 1937 году он пробует себя в качестве режиссера при создании картины «Привет героям!» (в соавторстве с мультипликаторами Геннадием Филипповым и Николаем Воиновым) – любопытный отклик на знаменитую историю о полетах героев-летчиков челюскинцев. В следующий раз к режиссуре он вернулся лишь в 1945 году, когда самостоятельно делал фильм «Дом №13» – последний черно-белый мультфильм в советской анимации. Дальше производство переходило на цветную мультипликацию.

Если попытаться выяснить, откуда в творчестве Дежкина такое обилие эксцентрики, почему приоритет у ритма и динамичности, то оказывается, что они из самого характера и биографии режиссера. Ведь до того, как Дежкин пришел в мультипликацию, он увлекался цирковой акробатикой. И отголоски этого можно было наблюдать во всем: Борис Петрович мог, прогуливаясь по студии, остановиться, задуматься и сделать сальто, чем удивлял и поражал своих коллег. А прежде, чем приступать к рисованию, клал карандаш на край стола, ударял по нему, тот крутился в воздухе, после чего, ловко пойманный, создавал на бумаге знакомых нам теперь персонажей…

img183

Со временем Дежкин создал собственный стиль. В тот период, когда культивировалась сказочная или назидательная повествовательная манера мультипликации, Дежкин смело высказался за динамику, ритм, трюки. Причем движения его персонажей очень специфичны: не видя титров, можно угадать автора мультфильма по особому рисунку как бы приседающей походки героев. Динамическая характеристика созданных им сатирических рисованных персонажей необычайно выразительна и остроумна.

Ряд фильмов Дежкин создал в творческом содружестве с такими режиссерами, как Геннадий Филиппов, Мстислав Пащенко, Дмитрий Бабиченко и Евгений Мигунов, – своими товарищами по студии.

В 1962 году Дежкин экранизировал «Приключения Чиполлино», где рядом с приключениями и юмором была явной сатирическая интонация, уже ставшая характерной для режиссера. Дети с удовольствием встречали знакомых по книжке персонажей, а взрослые зрители видели что-то еще…

img167

Мало кто знал, что судьба этого замечательного художника, наполнявшего юмором и легкостью свои фильмы, была далеко не легкой. Во время бомбардировки в период Великой Отечественной войны, когда Дежкин со своей женой был в гостях у друга режиссера-мультипликатора Романа Давыдова, известного по экранизации «Маугли», в здание попала бомба. Борис Петрович прикрыл собою жену, а осколок оставил его без одного глаза и сильно повредил второй. Конечно, это сильно повлияло на его будущую работу.

С 1947 года Борис Петрович преподавал на курсах по обучению и повышению квалификации аниматоров при «Союзмультфильме». По воспоминаниям художника-мультипликатора Кирилла Малянтовича, преподавание у Дежкина не очень получалось. Свои сцены он делал великолепно, а объяснить студентам специфику не мог. Разочаровавшись в себе как педагоге, он в скором времени ушел с курсов.

Последние десять лет жизни Дежкин не снимал. На студию «Союзмультфильм» пришло много новых мастеров со своим видением, свежими идеями. Некогда принимавший активное участие в создании мультипликационных новелл для сатирического альманаха «Фитиль», Дежкин со своими сценариями больше не интересовал его главного редактора Сергея Михалкова. Борис Петрович нашел утешение в алкоголе. Погиб он трагически: крепко выпив в ресторане Всесоюзного театрального общества, Борис Петрович вместо двери вышел в окно.

Лавры кино (с)

#16, Сентябрь, 2014

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s